Полная версия книги - "«Спартак»: один за всех - Горбачев Александр Витальевич"
Олег Романцев
Это так и осталось непоняткой, не хочу ничего поднимать. Я не контролирую и не знаю, что это такое.
Приоритетной для следствия версией в итоге становится обычный грабеж богатой дачи. Убийц Ларисы Нечаевой объявили в розыск, но так и не задержали — принято считать, что они сбежали в Чечню и погибли там.
Василий Уткин
Убийство Ларисы Нечаевой — это история была, безусловно, шокирующая, но для того времени не то чтобы какая-то исключительная. Не будем забывать: был убит президент Федерации хоккея Валентин Сыч, например. Расстрелян в машине. До этого около спорта долгое время существовал такой человек, как Отари Витальевич Квантришвили, криминальный авторитет, возглавлявший Фонд социальной защиты спортсменов; я считаю, что это гениальное название. И его убили.
Разумеется, Лариса Нечаева криминальным авторитетом не была. Но такие вещи не могут не бросать тени на клуб. Ну что-то же произошло? Генеральный директор чем-то таким занимался, что его надо было убивать. Взяли и убили. Что же это она такое делала-то? «Может, вы там что-то под столом?» А футбол — такой мир, в котором всегда что-нибудь под столом. Обязательно. Иначе не бывает. Разумеется, это тоже накаляло атмосферу.
Игорь Порошин
Я жил в ощущении того, что футбол является не серой даже, а черной зоной. Футбол фактически находится в руках криминализованных или полукриминализованных кланов, где государственные деньги каким-то образом переходят во владения разных криминальных групп, присваиваются, распиливаются. Агенты являются агентами влияния разных преступных группировок. Бизнес велся тогда по таким правилам.
Денис Пузырев
Вторая половина 1990-х — это был переходный этап. С одной стороны, уже стали появляться такие вещи, как пиар, маркетинг, цивилизованные спонсорские отношения, контракты, иностранные инвесторы. Но, с другой стороны, методы ведения бизнеса оставались еще как в самом начале десятилетия, когда способом решения многих вопросов была очередь из автомата.
Юрий Заварзин
Ну, дело в том, что, к сожалению, эти случаи происходили тогда сплошь и рядом. И в том же моем ресторане «Разгуляй» стрельба была, и убивали там не одного и не двоих. Мне кажется, Нечаева запуталась в финансах, но я нюансов не знаю и никогда не вникал в эту ситуацию.
Александр Вайнштейн
Все это шло параллельно. Мы проводили теннисный турнир, Кубок Кремля. Там была правительственная трибуна, где прямо рядами сидели: ОПГ, банкиры, правительство, еще одно ОПГ. Тогда были все вместе. Тут у тебя премьер-министр, а здесь у тебя авторитет. И все друг с другом общаются нормально. И это же в футболе было. И были и угрозы, и разборки, и даже убийства.
Андрей Тихонов
Конечно, это что-то за гранью. Очень тяжелый момент, когда убивают человека, который работает в системе клуба, одну из ведущих должностей занимает… Все думали: как это может быть?
Дмитрий Ананко
Да, было, конечно, неприятно. Причем все знали ее лично. Но вы знаете, те непростые времена, может быть, нас жестче сделали. То есть мы не то что не удивлялись, но всегда понимали, что вокруг нас происходит. По той же земле ходили.
С 1997 года в Лиге чемпионов, которая по-прежнему является одним из важнейших турниров для «Спартака», вводится квалификационный раунд для команд из чемпионатов с низким рейтингом УЕФА. Попадает туда и «Спартак» — его соперником становится скромный словацкий клуб «Кошице». Матчи с ним проходят в августе.
Игорь Рабинер
Надо понимать, что у клубов в девяностых годах было не так много возможностей получить за что-то хорошие деньги. И, конечно, базой для благополучия «Спартака» было то, что команда регулярно играла в Лиге чемпионов и получала большое гарантированное вознаграждение со стороны УЕФА, которого не было ни у одного другого российского клуба. Это позволяло «Спартаку» покупать новичков, позволяло засвечивать своих ведущих футболистов и потом продавать их за хорошие деньги в другие европейские клубы.
Юрий Заварзин
Самый большой бюджет команды у нас в те годы был — 14 миллионов долларов. И львиную долю денег мы получали за счет участия в Лиге чемпионов. За выигрыш, за выход из группы платилась определенная сумма. Мы приходили в банк, и нам выдавали кредит под успешные выступления предыдущих лет. То есть, если мы играем в Лиге чемпионов, я понимаю, что будет, с чего отдать кредит, не придется к Елоховской вставать с шапкой.
Андрей Тихонов
На тот момент нам не платили таких огромных сумм, что все бы говорили: ух, ничего себе, сколько вы зарабатываете. И никакой котлеты за чемпионство нам не обещали. А вот за попадание в Лигу чемпионов выдавалась определенная сумма, и здесь была мотивация.
Егор Титов
Приехали в Кошице. Полные трибуны, болельщики, естественно, болели за своих, и изначально что-то у нас пошло не так. Масса моментов у наших ворот. Филимонов выручал. Проигрывали 0:1, забили, но снова пропустили. И после 1:2 мы ехали домой, думали: «Ну, дома мы вам точно устроим».
Сергей Горлукович
После первой игры лично я был уверен, что мы ее обязаны проходить, эту «Кошицу». Ну согласитесь, что любой спартаковский болельщик сказал бы: это «Кошице», Словакия, мы их дома хлопнем без проблем.
Дмитрий Аленичев
К сопернику все-таки присутствовало какое-то пренебрежение. Этого допускать в футболе нельзя, потому что футбол сразу тебя накажет. Что и произошло со «Спартаком» в ответной игре.
Василий Уткин
Я точно это помню, не задним умом: было ощущение надвигающейся беды. В действиях «Спартака» довольно быстро проявилось то, что иначе как исступлением назвать было нельзя. Неизбежность неудачи буквально висела над стадионом весь второй тайм. Я думаю, что общее настроение на трибунах было такое: «Ну я же говорил, что так будет. Ну что это такое? Вот ты вернулся, подвинул Жору, а команда играет как бог знает что. И кому мы проигрываем? Крестьяне какие-то, мукомолы».
Андрей Тихонов
Почему проиграли? Потому что не забили. Обычно проигрывают, когда не забивают. Ну, мы сыграли вничью 0:0 и не попали в Лигу чемпионов. У нас довольно хорошие моменты были, но мы ими не воспользовались.
Дмитрий Аленичев
Тут моя большая вина была, потому что я помню, какой у меня отличный момент был, и я его загубил, стопроцентный. Дал выше ворот, в табло, когда надо было просто забить гол.
Василий Уткин
Мы же уже увидели, что «Кошице» совсем не так прост. Организованная команда. В таких командах звезд-то не бывает. Если они играют удачно, это очень коллективная игра. Никто не выпендривается, все друг за другом подчищают и, в случае чего, от обороны сыграть умеют.
Юрий Заварзин
Поражение от «Кошице» — это был вообще нонсенс. Для Романцева это был шок, как и для всех для нас. Уже сформировали бюджет. А значит, он имел дыру. Значит, эту дыру нужно было чем-то затыкать. Искали какие-то другие источники. Больше в банковскую кредитную историю влезали. Конечно, была дискомфортная ситуация.
Егор Титов
Для нас это была трагедия, для «Спартака» это вообще была беда. Сразу минус деньги. Значит, кого-то будут продавать, иначе никак не выжить нам. Ну и вот дальше шквал критики везде. И телевидение, две наши газеты нас уничтожили спортивные. Ну и казалось, что все. Шеф, все пропало.