Полная версия книги - "«Спартак»: один за всех - Горбачев Александр Витальевич"
Евгений Селеменев
Народ просто ломанулся, ну и я, естественно, тоже. Полиция тогда более лояльно к этому относилась, это сейчас на несколько суток можно загреметь, если выбежишь на поле. Кто-то начал там сетку пытаться оторвать с ворот, кто-то Ледяхова раздеть хотел. А у меня цель была — просто проораться в космос. Мы — чемпионы!
Александр Тарханов
Народу было много, они нас обнимали, и мы никак не могли уйти в раздевалку. Минут 30 к ней прорывались. А там уже спокойно поздравили друг друга, переоделись и уехали. Нам еще несколько матчей предстояло в чемпионате.
Одну из последних игр мы играли с московским «Динамо». Снег, мы уже чемпионы, никакой мотивации. И тут Николай Петрович заходит перед установкой и говорит: Олег, смотри, этот мудила-журналист написал — «Спартак» чемпион, но игры нет, а у «Динамо» игра хорошо поставлена. Олег Иванович это зачитал на установке. Вышли и 5:2 их обыграли. Валерка Газзаев спрашивает потом: «Слушай, чего вы так бились? Вам игра не нужна эта». Я отвечаю: почитай газету.
Игорь Рабинер
Романцев давно вышел из тени Бескова. Но после этой победы в чемпионате уже никаких слов о багаже и сравнений быть не могло. Это был чисто романцевский «Спартак». Он вынес всех в одну калитку. Можно сказать, что 1992 год ознаменовал воцарение Романцева как самого топ-тренера страны, рядом с которым уже сложно было кого-то поставить.

Футболисты «Спартака» качают Олега Романцева после победы над «Локомотивом», которая гарантировала им первый титул чемпионов России. 1992 год
Фото: Игорь Уткин / ТАСС
Пока «Спартак» идет к триумфу, в «Асмарале» начинаются проблемы с деньгами.
Алексей Скородед
«Асмарал» в первом же сезоне в высшей лиге занял седьмое место. Если сейчас смотреть, вообще-то огромный результат. Но Константин Иванович на следующий сезон уже ставил совершенно другие задачи. Попадание в тройку, борьба за первое место. Но чтобы этого достичь, нужна была материальная поддержка. А у Аль-Халиди в тот момент возникли трудности с финансированием. И он просто не смог купить каких-то известных футболистов, которые могли бы приехать к нам. Включая, например, капитана киевского «Динамо» Андрея Гусина, который приезжал в «Асмарал» на просмотр.
Игорь Рабинер
У Аль-Халиди произошел конфликт с всесильным Александром Коржаковым, руководителем службы безопасности президента Ельцина. Коржаков захотел брежневскую дачу в Кисловодске, а она принадлежала Аль-Халиди. Он говорит: «Хотите — покупайте». Ну, а у Коржакова разговор шел скорее силовыми методами. Приехали силовики, положили людей мордой в пол — там в это время находились футболисты кисловодского «Асмарала», который в первой лиге играл. И после этого бизнесы Аль-Халиди в России начали схлопываться.
Юрий Гаврилов
У него стали эту дачу отбирать, он пошел в суд. И ему, видимо, четко объяснили, что с государством судиться не надо. Говорили, что ему обрубили доступ к деньгам, которыми он распоряжался. Так или иначе, ситуация обернулась против него. И начались задержки с зарплатой и так далее. А Бесков всегда о таких вещах сильно переживал. А тут раз — поле тренировочное не дали. Или команде негде готовиться к играм. И Константин Иванович говорит: «Чего ты из нас клоунов делаешь? Команда стоит на дороге и ждет автобуса, автобус не приходит. Что это за дела? Я так работать не буду».
Работали-работали, добились выхода в высшую лигу, и все рассыпалось в одночасье, как карточный домик.
Алексей Скородед
Константин Иванович на моих глазах несколько раз задавал Аль-Халиди вопросы: в чем причина, почему не платятся деньги? Аль-Халиди просто уходил от ответа. Константин Иванович дико был рассержен. Ребятам же нужно в любом случае что-то говорить, правильно?
Игорь Рабинер
Перед уходом в отпуск Бесков поставил Аль-Халиди ряд условий по организации сборов, по приобретению новичков. В первые дни января 1993 года он пришел на тренировку, увидел, что Аль-Халиди не выполнил ни одну из его просьб, и объявил, что уходит в отставку. И в то же межсезонье РФС разрешил всем футболистам «Асмарала» из-за каких-то там недочетов в контрактах разорвать соглашения с клубом бесплатно.
Ну а еще через несколько месяцев, когда были октябрьские события 1993 года, стадион «Красная Пресня» просто разгромили. Он находится неподалеку от Белого дома, и от него фактически ничего не осталось. Поле превратилось во что-то невообразимое, украли всю форму. Это, можно сказать, было финальным аккордом «Асмарала» в высшей лиге. Сказка первого частного советского клуба закончилась.
Александр Хаджи
Бесков с Романцевым потом уже при мне встретились в «Спартаке». Собрались вдвоем, посидели, обо всем рассказали друг другу, вышли оба довольные. Бесков понял, что Романцев — тренер, никуда уже от этого не денешься, обиды надо прекращать. И потом вроде бы Романцев Бескову пенсию назначил, и они стали общаться хорошо.
Параллельно с завоеванием чемпионского титула в России «Спартак» играет в Кубке кубков — осенью 1992 года проходят матчи 1/16 и 1/8 финала.
Владимир Бесчастных
Сначала в Кубке кубков мы играли с «Авениром», командой из Люксембурга. И в Москве мы умудрились сыграть с ними вничью. И, помню, сидим в бане и обсуждаем: слушай, ну если мы «Авенир» не пройдем, ну я тогда вообще не знаю. В итоге мы настроились на тяжелую игру на выезде и легко обыграли их 5:1.
А следующие игры были с «Ливерпулем». Вот это проверка. Погода в Москве была просто ужасная. Но их вратарь начал чудить, получил красную. В итоге 4:2. Преимущество в два гола, но если они дома выигрывают 2:0, они проходят дальше.
Вадим Лукомский
Почему «Спартак» играл против английских силовых команд достаточно эффективно? В то время английский футбол предполагал высокий уровень агрессивности. Я под агрессивностью подразумеваю готовность встречать соперника и выдергиваться из схемы для того, чтобы как можно быстрее отобрать мяч. И мне кажется, тут очень здорово накладывается то самое легендарное спартаковское клише — «стеночки» и забегания. То есть если соперник готов выдергиваться, то «стеночкой» его пройти очень легко.
Владимир Бесчастных
Мы приезжаем в Ливерпуль, нас встречают корреспонденты: как вы думаете, сколько «Ливерпуль» забьет «Спартаку»? На что был ответ: а вы уверены, что вы забьете «Спартаку», а не «Спартак» вам?
Потом едем-едем, я думаю: где же стадион? Смотрю, здание стоит, мы в него заезжаем — оказывается, это стадион и есть. И для меня было поразительно, насколько близко трибуны. В «Лужниках»-то тогда до трибун было два километра, а тут зрители — вот они. Могут и по горбу ударить, когда аут вбрасываешь. И слышимость просто сумасшедшая.
Виктор Онопко
Наши жены поехали нас поддерживать. Рассказывали потом, что им страшно было сидеть на трибунах: такой стоял рев. «Думали, — говорят, — что вас тут растопчут».
Владимир Бесчастных
Выходим на разминку, просто ужас, вообще не слышно ничего. Дальше выходим играть — конечно, они давят, орут, лезут, мы немножко подрастерялись. Но дальше они атакуют, а там стоит Дима Хлестов на углу штрафной и мяч так мысочком — пум, на угловой. И так улыбается: типа, вы что, «Спартаку» забить хотели? И как-то у нас пошло-пошло, они уже не успевают никуда. Я вижу, Димка Радченко открылся, качу ему мяч, он забивает. Ну и потом уже играли спокойно. И выиграли 2:0 у «Ливерпуля» в Ливерпуле. И помню, в самолете такие: ва-а-а-а!