Полная версия книги - "«Спартак»: один за всех - Горбачев Александр Витальевич"
Однажды я был на базе, основной состав уже потренировался, все ушли. Ну, думаю, зайду в баню, никого же нет. Захожу, а сидит Николай Петрович с Валентином Ивановичем Покровским, селекционером «Спартака». Я испугался, думал тика́ть. А Николай Петрович говорит: Митя, иди сюда! Мы с ним проговорили час. Я был поражен тем, как много он обо мне знает, вплоть до того, где я учился и как.
Владимир Бесчастных
Николай Петрович Старостин меня любил. Когда мы получали премиальные в валюте, он давал мне их из кармана и говорил: «Володя, это очень большие деньги. Очень большие деньги. Отдай папе».
Постепенно «Спартак» раскочегаривается — и начинает играть все стабильнее и побеждать все чаще.
Александр Тарханов
Работали мы быстро. Но все равно месяца два ушло, пока притерлись все. Сначала многие ребята на Пятницкого обижались, потому что он пихал всем на поле. Ко мне Валерка Карпин пришел и говорит: Федорыч, ну поговорите с Пятницким, чего он все время болтает? Я иду к Пятаку, он мне говорит: я тогда играть не смогу.
Потом играли с «Шинником», сыграли 0:0. Подходит ко мне Карпин и говорит: Федорыч, ты скажи Пятаку, пусть говорит, а то без него нам и подсказать некому.
Владимир Бесчастных
Перелом наступил в финале Кубка. Мы начали друг друга понимать, и уже пошел романцевский «Спартак»: стиль игры примерно такой же, как у Бескова, но очень мощная, атлетичная команда. Когда мы выиграли у ЦСКА в финале Кубка, я просто видел, что Романцев был откровенно счастлив. Мы не только титул взяли, мы обрели уверенность в себе. И во второй части чемпионата России никто с нами рядом не стоял уже вообще.
Евгений Селеменев
Олег Иванович немножко ушел от легковесного спартаковского стиля в пользу таких гренадеров, добавил жесткости, прессинга. Больше силовой борьбы, больше прострелов, больше подач, больше верхового футбола. Но поначалу неправильно использовали двух игроков на поле. И как только Романцев поменял местами Пятницкого с Ледяховым, то есть моторного Пятницкого он оттянул в глубину, а такого вальяжного, но с хорошим пасом Ледяхова поставил под нападающими, все побежали сразу.
Олег Романцев
Когда я Пятницкого с Ледяховым поменял местами, мне самому понравилось. Я даже удивился: почему эта мысль не пришла мне в голову раньше? И почему они сами ко мне не подошли? А может быть, и подошли, я просто не помню. Но после этого и все остальные по-другому стали играть. Они знали, как под Пятницкого открыться, они знали, как под Ледяхова открыться или забежать. Просто «Спартак» стал стройной, мощной командой.
Сергей Белоголовцев
Мне тогда казалось, что этот «Спартак» был таким порождением окружающей свободы, вот этого ветра перемен, который влетел в душные комнаты. Эти парни в команде, мы потом познакомились и приятельствовали, они были такие же, как мы, реально безбашенные. Они думали, что будут вечно молодыми, что всегда будет праздник вокруг них — и они будут создавать этот праздник.
Финальную часть чемпионата России «Спартак» проходит без поражений — и забивает соперникам по четыре-пять мячей.
Виктор Онопко
Мы стали кайфовать, получать удовольствие и были на голову сильнее любого соперника. Нам вообще было все равно, против кого играть.
Леонид Трахтенберг
Мы недавно сидели, Романцев говорит: «Помнишь, какие вопросы мы задавали перед игрой? Выиграем мы или проиграем?» Я сказал: «Олег Иванович, такой вопрос вообще не стоял». Он говорит: «А какой вопрос стоял?» — «Ну, стоял вопрос — сколько забьем».
Игорь Рабинер
Во втором круге «Спартак» разорвал тот же самый «Асмарал» со счетом 5:1, и это уже была игра команд двух разных уровней.
Владимир Бесчастных
Во второй игре с «Асмаралом» Рашид Рахимов играл по Гаврилову персонально. Задача ему была поставлена так: Рашид, тебя нет на поле, и Гаврилова нет на поле. Мне даже Гаврилова стало немножко жалко, потому что Рашид не церемонился с ним вообще, просто выключил его. Ну и все, играли мы, а «Асмарал» ничего не мог сделать. Пять забили, а могли и больше. То есть Олег Иванович особо ничего не говорил, но выводы сделал.
Юрий Гаврилов
Перед второй игрой со «Спартаком» Аль-Халиди пробросил такую фразу: если выиграете, я вам заплачу премиальные по 1000 долларов. Я ему потом сказал: хоть по пять плати, тут уровни разные.
Алексей Скородед
«Асмарал» приехал со сборов в Турции, и, видимо, те задачи, которые Бесков ставил команде в долгосрочной перспективе, для Аль-Халиди оказались неподъемными. Материальное обеспечение пошло на спад, и команда просто поплыла, потеряла мотивацию. К сожалению, этот период пришелся на принципиальную игру со «Спартаком». Константин Иванович очень болезненно воспринял это поражение. Ушел в себя, проглотил язык. Все, пустота.
Олег Романцев
Мы их обыграли безо всяких проблем. В картишки нет братишек. Три очка от «Асмарала» или три очка от киевского «Динамо» — это все равно три очка.
Владимир Бесчастных
В гонке за чемпионство участвовали мы, «Динамо» и «Спартак» (Владикавказ). И вот мы поехали во Владикавказ и, чтоб вы понимали, выиграли 5:2. Очень интересно было, когда сели в автобус. У «Икаруса» были такие жесткие зеленые шторки. Мы садимся, Игорь Ледяхов говорит: ну-ка, опускай все шторки. И как только мы их опустили, прилетел камень в стекло примерно на уровне головы Игорька. Для меня это, конечно, было в диковинку, все-таки я считал, что «Спартак» — это команда народная, что его везде любят. Помню, еще Черчесов, он же местный, говорит: ну, сейчас я договорюсь. И чуть яблоком в голову не получил и залетел в автобус обратно.
А в Грозный мы в том году просто не поехали. Должны были играть с «Тереком» в Кубке осенью. Войны еще не было, но уже были боевики, которые брали людей в заложники и делали на этом бизнес. Видимо, Олега Ивановича кто-то предупредил, и мы отказались ехать. И нас сняли с Кубка. А следующая команда, которая должна была играть с «Тереком», тоже не поехала в Грозный, но после этого с Кубка сняли уже «Терек». То есть вот такой беспредел. Если бы не это, у нас мог быть еще один золотой дубль.
Чемпионский титул «Спартак» оформляет за несколько туров до конца первенства, разгромив «Локомотив» в «Лужниках» в октябре 1992 года.
Владимир Бесчастных
Прекрасно помню чемпионскую игру с «Локомотивом». Мы сразу взяли инициативу в свои руки, забили один, второй, играли уверенно. Я вышел на замену и забил. Для меня это было важное чемпионство, конечно, я молодой парень, мне 18 лет. Но я почему-то думал, что болельщики воспримут это как должное. Ну, стал «Спартак» чемпионом России, а кто еще может быть чемпионом России?
После матча мы встали всей командой фотографироваться, и я смотрю: у фотографа глаза становятся все шире и шире. Поворачиваемся, а это болельщики выскочили с трибун и побежали на поле. Видимо, это чемпионство ждали, несмотря на жизненные трудности.
Игорь Рабинер
Это было прямо огромное счастье человеческое, люди бегали по полю счастливые. И знаете, кто был в этой толпе? Молодой болельщик, а впоследствии знаменитейший пианист Денис Мацуев, который был юным фанатом московского «Спартака». Он даже переехал из родного Иркутска в Москву не потому, что хотел учиться в школе при консерватории, а потому что ему родители сказали: «Дурачок, у тебя будет возможность на твой любимый „Спартак“ вживую смотреть».