Полная версия книги - "«Спартак»: один за всех - Горбачев Александр Витальевич"
Отыграв в «Спартаке» в 1991 году, на следующий год Черенков снова пропадает из команды.
Игорь Рабинер
Вернувшись из Франции, Черенков провел в «Спартаке» очень хорошую вторую половину 1991 года. Он уже не был основным игроком, он выходил на замену, но выходил здорово: его хватало на полчаса, и он не раз переворачивал исходы матчей, у команды вдруг появлялись стройность, ум, интеллект в игре.
Олег Романцев
Вы знаете, что он не играл во Франции в основном составе? Я грешил на психологию, думаю, там обстановка не та. А здесь он в свою попадет стихию, его поддержат и тренеры, и футболисты на поле, и он снова заиграет.
Игорь Рабинер
Еще в январе 1992 года Федор ездил с командой на традиционный турнир по мини-футболу в Германию. А потом вдруг исчез. И Романцев на вопросы журналистов, продолжит ли карьеру Черенков, отвечал очень уклончиво. Потом оказалось, что Черенков занялся бизнесом. Так называемым бизнесом. Вместе с Валерием Гладилиным, своим бывшим партнером по «Спартаку».
Валерий Гладилин
Этот проект начал еще Николай Николаевич Озеров. Известные футболисты вместе с музыкантами, артистами делали шоу во дворцах спорта, на стадионах. Сначала — футбольный матч с участием звезд футбола и эстрады, после этого был концерт. Ну, Газманов, Расторгуев и так далее. Эта программа хорошо работала, особенно в летнее время. Когда завершаешь карьеру, чем-то надо заниматься. У Федора переходный период был, вот решили попробовать позаниматься этим делом. Ездили, играли, зарабатывали денег. Платили нормально, всех устраивало.
Анастасия Черенкова
Мало знаю эту историю, но предполагаю и даже уверена, что это не его желание было. Просто кто-то сказал: ну, давай попробуем? Карьера закончилась футбольная, надо как-то дальше жить. И вот они пытались пробовать. Но не получилось. Ну, не бизнесмены они. Футболисты.
Игорь Рабинер
Я так понимаю, Черенков не то что ничего не заработал на этом, а только денег потерял. Потому что ну какой Федор бизнесмен? Мы прекрасно всё понимаем. И, может, потому Федор и решил, что надо возвращаться.
Многие считали, что он ушел уже из футбола навсегда. Ему было 33, здоровье, мягко говоря, неидеальное. При этом никто ничего не объяснял. Я не помню ни одного интервью, где Романцев или еще кто-то что-то бы рассказал про Федора. Такое ощущение, что в тот момент просто про него подзабыли. 1992 год, новое время, новые люди, строится новая команда. А Черенкова нет.
Валерий Гладилин
Никто его из «Спартака» не убирал, он там и зарплату получал, просто на работу не ходил. И вот мы сезон отъездили. Потом я к Старостину подхожу и говорю: «Николай Петрович, а Федор-то?» А он: «Да он у нас и не увольнялся, вот его трудовая книжка лежит, он у нас работает». Ну и все, они его взяли обратно. Он был в полном порядке и, видимо, хотел еще играть.
Юрий Гаврилов
Ну, человек любит свое дело, не может он без футбола. Никак нельзя его забирать из команды, он, может, еще раньше тогда погиб бы, замкнулся в себе.
Василий Уткин
Черенков вернулся в «Спартак» только потому, что он больше ничего делать не умел. Думаю, со стороны Романцева это было нечто вроде помощи. Вот сейчас трудные времена переживает «Барселона», и становится известно, что молодые футболисты «Барселоны» очень хотели бы, чтобы Месси когда-нибудь вернулся. Вот примерно то же самое было с Черенковым. Это был человек, на которого ориентировались футболисты «Спартака».
Владимир Бесчастных
Состояние такое было: неужели я буду играть с Федором Черенковым в одной команде? Это что-то из области фантастики. И вот мы играем с Федором за дубль в Тарасовке. И катится мяч к бровке. Он бежит к мячу — получается, спиной к полю, а я впереди стою с защитником. И Черенков подбегает — и т-а-а-акую передачу мне не глядя, по диагонали! Вот такой бананчик на выход один на один. И Олег Иванович мне потом говорит: «Вов, когда Федор идет к мячу — ты беги. Он знает, куда тебе отдать».
Александр Тарханов
Когда Черенков вернулся, команда была уже сбалансирована. На его месте Карпин Валера хорошо играл. Поэтому, естественно, постоянное место ему сложно было завоевать. Ну, все равно он нужен был команде, потому что по человеческим качествам подходил. Со всеми хорошие отношения были, его все уважали, слушали.
Андрей Тихонов
Когда я пришел в «Спартак», нас с Федором Федоровичем поселили в одном номере. Кажется, он на тот момент уже немножечко прибаливал, и состояние у него было такое — не как у всех. Он больше лежал, книжки читал, что-то слушал, смотрел. А общался меньше. Но когда я ему задавал вопросы по футболу, он мне всегда отвечал.
Один раз он мне дал совет. Говорит: Андрей, ты, когда в автобусе едешь, садишь поближе к колесу. Тогда же у нас дороги плохие были. И он говорит: садись, где трясет, это тебе расслабит мышцы, это вместо массажа.
Черенков снова возвращается в «Спартак» в начале 1993 года. Игра с «Фейеноордом» в ¼ финала Кубка кубков — его первый матч перед домашними трибунами, на которых к тому же сидит президент России.
Виктор Онопко
Никто не боялся, никто не переживал. Был настрой выйти и обыграть «Фейеноорд». Мы, естественно, готовились, исходя из себя только. Мы не разбирали их очень тщательно.
Владимир Бесчастных
Уверенность, что мы должны не просто хорошо выступить в Кубке кубков, а именно взять титул, появилась в душе, именно когда мы играли с «Фейеноордом». То есть, выходя на матч, мы вообще не сомневались, что выиграем.
Игорь Рабинер
Черенкова довольно-таки грязненько весь второй тайм исподтишка били по ногам. Видимо, уже наступил тот момент карьеры, когда ему тяжело стало это терпеть. И на восемьдесят пятой минуте Федор сорвался. Они получили по красной карточке с огромным защитником «Фейеноорда» Ван Гоббелем, верзилой таким. Причем это было уже при счете 2:1 в пользу «Спартака», то есть повода для нервов, в общем-то, уже не было.
Василий Уткин
Черенков просто устроил драку на поле, и его удалили. Он же реально его кулаком ударил. Не просто за грудки схватил, а прямо ударил. Было понятно, что это нервный срыв.
Евгений Селеменев
Когда судья поднял красную карточку перед Федором Черенковым, мне казалось, что небо рухнет, потому что трибуны так взорвались, так негодовали… Если бы не было милиции на том матче, порвали бы и того самого игрока, и этого судью вместе с ним за Федора.
Амир Хуслютдинов
Хотелось просто взять вот так саблю и этому судье, гамадрилу, голову снести. Человек никогда не отличался грубостью, подлостью на футбольном поле. Если бывают джентльмены в футболе, это Черенков. Мне в тот момент даже результат матча неважен был. Потому что произошла несправедливость, понимаете?
Владимир Бесчастных
Когда Федору дали красную карточку, мы не знали, на сколько его дисквалифицируют. Там собиралась комиссия и решала, сколько игр дадут, нас перед фактом ставили. И когда мы узнали, что дисквалифицировали на четыре матча, было просто удивление. Ну что он там, рукой махнул? Ну блин, это два матча максимум. А тут очень жесткое наказание. Если мы выходим в финал, он там играть не сможет. Я представляю, какой это был для него, наверное, удар. Человек участвовал, хотел, верил. Одно движение руки, и тебя нет в Кубке кубков.